(пусто)
 
 
История муранского стекла тесно связана с историей Венецианской Республики: рождение, развитие, расцвет и кризисные периоды проходят в зависимости от политики и экономики Венецианского государства. Венеция, бывшая когда-то просто Византийской провинцией, становится самостоятельным государством (первый герцог, doge, Орсо приходит к власти в 727 году). Венецианские правители, из которых также избирался и герцог, не имели дворянских титулов как во всей феодальной Европе, но скромно называли себя "nobiluomini" - благородные мужи. Они не зарабатывали на жизнь трудясь на земле, но вкладывали свои капиталы в рисковую торговлю с южным Востоком. Половину своего существования Венецианская Республика являлась мостом между Востоком и Западом. Город походил на северо-восточный не только в связи с политическими соглашениями с Византией и сильным влиянием византийского и восточного искусства, но в связи с очень развитой коммерцией с Востоком. Уже до возрождения европейской экономики после 1000х годов Венеция была действующим торговым центром, в котором продавались индийские специи и восточные ткани. Гости города удивлялись тому, что Венеция пестрила народами, одетыми в экзотические одежды.

Стекольное производство разделяет все настроения восточно-направленной Венеции. Восток в средневековье - это "высокие" технологии того времени и изыск. На самом деле в эпоху Римской Империи одним из важных Северо-Адриатических портов была Аквилея, город поблизости от места зарождения Венеции, уже знаменитая стекольным производством. В прошлом веке историки были склонны к версии, что в V веке н.э. жители именно Аквилеи, бежавшие в сторону лагуны от нашествия варваров, перевезли стеклодувов на венецианские острова. Но эта версия имеет пробел, поэтому ученые сомневаются в её правдивости. Дело в том, что между последними упоминаниями об аквилейских мастерах и первыми следами венецианцев остаются несколько "пустых" веков. Самый старинный документ о венецианских стеклодувах - это манускрипт, хранящийся в Государственном Архиве Венеции - одном из самых важных и известных архивов в мире по количеству и древности документов. Манускрипт представляет собой акт дарения, датированный 982 годом н.э. И поэтому в 1982 году отпраздновали тысячелетие венецианского стекольного дела. Второй документ, датированный 1082 годом сообщает об имени Petrus Fiolarius. С 1279 года всё чаще встречаются манускрипты с упоминаниями о венецианских стеклодувах. К этому времени фабрики уже были переведены из Венеции на остров Мурано в связи с часто возникающими пожарами.

Первые материалы, используемые при производстве, были кварц и опал, намытые из копий и карьеров, а также натриевая сода. Лучший материал доставляли из Сирии или Александрии. В XII веке стекло, по своей природе зеленое, окрашивали, добавляя различные субстанции, в голубые и красно-фиолетовые цвета. До наших дней дошли в основном бокалы, бутыли, кубки, лампы и другие предметы, предназначение которых неясно. Успешно применялся метод "штамповки", как для украшения рельефа поверхности, так и для достижения определенных форм, но уже у тому времени практиковалась техника украшения вручную. Часто встречаются документы с упоминаниями о бокалах, украшенных нитями в виде гирлянд и так называемыми жемчужинами - капельками стекла. Создавались традиции, династии, которые нередко прерывались по причине вспышек чумы в Европе и в Венеции. В 1450х годах происходит прорыв в технологии производства стекла. В это же время заканчивается эпоха Средневековья и на смену приходит Возрождение. Анжело Баровье - хозяин уже известной в то время фабрики, будучи маэстро, изучил научную сторону стеклопроизводства на уроках философа-ученого Паоло де Пергора. Поскольку чистота стекла зависит от содного порошка, он открыл новый метод очистки стекла: просеяв, он растворяется в горячей воде, далее отфильтровывается, испаряется и кристаллизируется. Стекло, в котором использовался этот метод, называется "44 кристалла". Изобретение стекла "Мгновение", похожего на молочный цвет китайского фарфора, также принадлежит Анжело Баровьер. Долгое время в Европе не могли разгадать секрет этого стекла.

В Мурано использовалось множество цветов и оттенков голубого, красного и зеленого. Имея такие возможности стеклодувы создавали шедевры. В то время в Европе начал складываться культ дома, центра светской и интеллектуальной жизни. Это, естественно, дало развитие всем декорирующим искусствам, в том числе и производству стеклянных изделий.
 
Интернет магазин «Muranospb.ru»

Copyright © 2008-2023. Все права защищены.